Красота по-американски (American Beauty)

 

(другие варианты перевода: Американская красавица; Американская красотка; Американская красота)

 

1999 г

 реж. Сэм Мендес.

В ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг, Тора Берч, Крис Купер

 

О фильме в Википедии

 

Аннотация, отзывы на сайте Лотоса

 

 

Я НЕ утверждаю, что фильм гениальный или даже "хороший". Я говорю, что для меня на данном этапе развития моего восприятия J фильм гениальный J

 

Экслер замечательно описал один из возможных взглядов на фильм:

"Этот забавный фильм - о придурковатой средней американской семейке, где мамулька не дает папульке, и он вынужден заниматься онанизмом, где дочурка никак не может расстаться со своей девственностью, а ее подружка мечтает трахнуться с ее же папулькой, где соседский парнишка ловко торгует наркотиками прямо под носом у своего дебильного отца-полковника. Эта самая лучшая комедия 1999 года, которая даже получила главную премию Оскар - за трюки, приколы и шутки"...

 

J Хэх ... А ведь можно и так смотреть J

 

Попытаюсь рассказать, как я увидел это кино.

 

"Middle age crisis" (кризис среднего возраста), о котором так любят поговорить на Западе. Попытка переосмыслить жизнь, ценности. Кризис - потому что большинство, остановившись и взглянув назад, оказываются недовольны тем, кто они, что делают и чего достигли. Хочется хоть маленького глотка свежего воздуха... свободы! Выходы для человека заботливо предусмотрены. Друзья и жена будут иронично и понимающе качать (или кивать?) головой, когда он купит спортивный Порш (если есть на что), или сменит прическу, станет ходить в тир, будет трахать знакомых и полузнакомых, и т.д. ПотОм всё снова устаканится, найдутся новые "ценности", хобби, на работе поднимут зарплату, больной перебесится, кризис пройдет, все вздохнут спокойно и умрут счастливо и почти в один день. Короче, всё будет снова в порядке. Это если ограничиться косметическими отмазками. Лестер же, хотя и идет проторенным путем, идёт им до конца. Он хочет жить так, как он хочет. Говорить то, что думает, любить тех, кого любит, делать то, что считает правильным. Быть собой, в общем. Искренним до конца. По-моему, это и называется "цельность".

 

Конечно, он не прав J - с точки зрения других. Конечно, поздно решил позволить себе свободно дышать, и теперь приходится делать больно другим... Но лучше больная правда, чем сладкая ложь. Рубцы заживут (возможно), а вот гниль внутри, недовольство, неискренность, все эти "общественно-необходимые компромиссы" - будут разъедать всё глубже, пока от всего человека не остается пустой футляр, ходячая человеческая функция. Это именно и происходит с его женой: 

 

"- Ты прольешь пиво на диван.

- Ну и что? Это же просто диван.

- Он стоит 4000$ и обтянут итальянским шелком – это не просто диван.

- Это просто диван!! Это не жизнь, а просто вещи!! И они стали для тебя важнее, чем сама жизнь!".

 

Вполне возможно, Кэролайн после ряда неудач ждет то же полубезумное существование забитого, смирившегося со всем механизма, какое ведет жена полковника... 

 

Лестер и его "кризис" - это как бы одна, генеральная, линия. Вторая, третья и т.д. - о том же, о вечном человеческом стремлении к любви и красоте, и о том, как оно странно преломляется в разных душах. Одно и то же стремление приводит к кризису и человеческой любви у Лестера, злобе и ненависти отца Рики, жажде успеха в обществе у жены Лестера, недовольству родителями у Джейн, странной привычке снимать всё окружающее на камеру у Рики, и - к искренней любви Рики и Джейн.

 

Для меня фильм, в общем, о трех самых важных вещах, в координатах которых протекает человеческая жизнь: свободе, любви и смерти. "Красота" - это как раз то слово, которое выражает все три координаты одновременно: свобода, любовь, и постоянное сознание мгновенности всего, что происходит... Если не бояться идти за ними, то однажды увидишь красоту, красоту во всём, даже в раздавленном голубе или бумажном пакете.

 

Рики:

"Хочешь посмотреть самое красивое, что я снял? ... Был один из тех дней, когда через минуту пойдет снег. В воздухе было электричество. Оно почти что слышно, да? И этот пакет просто вот ... танцевал со мной... как малыш, умолял, чтобы я с ним поиграл. Целых пятнадцать минут. Вот тогда я и понял, что за вещами есть целая жизнь. И это невероятно добрая сила, которая хотела сказать мне, что нет причин бояться. Никогда. ... Иногда есть столько красоты в мире ... я чувствую, что она вся в меня не поместится, и сердце моё выскочит из груди ..."

 

Лестер:

"В принципе, я бы наверное очень зол был на то, как со мной обошлись в жизни, но когда в мире столько красоты, долго злиться бывает трудно. Иногда мне кажется, что я вижу слишком много всего ... слишком ... чересчур ... И сердце у меня натягивается как струна, которая вот-вот лопнет. Потом я вспоминаю, что неплохо бы расслабиться, и перестаю пытаться удержать реальность. И тогда моя жизнь течет сквозь меня как целая река, как дождь стеной. И я уже не могу чувствовать ничего, кроме благодарности за каждое мгновение моей дурацкой, маленькой жизни ..."

 

И еще фильм - о том, как причудливо и остро люди не понимают друг друга. Именно "причудливо" - потому что в фильме создан печально-красивый узор человеческих непониманий. Только Джейн и Рики могут соприкоснуться друг с другом... Остальные разговаривают, спорят, любят и ненавидят образы, созданные в собственных головах и преломленные через деформированные линзы собственных миров.

 

вот такой мой взгляд на "American Beauty" J

 

 

P.S. Goblin: "Красота по-американски" - оно вообще невозможно понять о чём. Типа "ну и вот она, ваша красота: пакет и дырка в голове!!!"

 

Hosted by uCoz