Красота по-американски (American Beauty)
(другие варианты перевода: Американская
красавица; Американская красотка; Американская красота)
1999 г
реж. Сэм Мендес.
В
ролях: Кевин Спейси, Аннет Бенинг, Тора Берч, Крис Купер
Аннотация, отзывы на сайте
Лотоса
Я НЕ утверждаю, что фильм
гениальный или даже "хороший". Я говорю, что для меня на данном этапе развития моего восприятия J фильм гениальный J
Экслер замечательно описал один из возможных
взглядов на фильм:
"Этот забавный фильм - о
придурковатой средней американской семейке, где мамулька не дает папульке, и он
вынужден заниматься онанизмом, где дочурка никак не может расстаться со своей
девственностью, а ее подружка мечтает трахнуться с ее же папулькой, где
соседский парнишка ловко торгует наркотиками прямо под носом у своего
дебильного отца-полковника. Эта самая лучшая комедия 1999 года, которая даже
получила главную премию Оскар - за трюки, приколы и шутки"...
J Хэх ... А ведь можно и так смотреть J
Попытаюсь рассказать, как я
увидел это кино.
"Middle age crisis"
(кризис среднего возраста), о котором так любят поговорить на Западе. Попытка
переосмыслить жизнь, ценности. Кризис - потому что большинство, остановившись и
взглянув назад, оказываются недовольны тем, кто они, что делают и чего
достигли. Хочется хоть маленького глотка свежего воздуха... свободы! Выходы для человека заботливо
предусмотрены. Друзья и жена будут иронично и понимающе качать (или кивать?)
головой, когда он купит спортивный Порш (если есть на что), или сменит прическу,
станет ходить в тир, будет трахать знакомых и полузнакомых, и т.д. ПотОм всё
снова устаканится, найдутся новые "ценности", хобби, на работе
поднимут зарплату, больной перебесится, кризис пройдет, все вздохнут спокойно и
умрут счастливо и почти в один день. Короче, всё будет снова в порядке. Это
если ограничиться косметическими отмазками. Лестер же, хотя и идет проторенным
путем, идёт им до конца. Он хочет жить так, как он хочет. Говорить то, что
думает, любить тех, кого любит, делать то, что считает правильным. Быть собой,
в общем. Искренним до конца. По-моему, это и называется "цельность".
Конечно, он не прав J - с точки зрения других. Конечно, поздно решил
позволить себе свободно дышать, и теперь приходится делать больно другим... Но
лучше больная правда, чем сладкая ложь. Рубцы заживут (возможно), а вот гниль
внутри, недовольство, неискренность, все эти "общественно-необходимые
компромиссы" - будут разъедать всё глубже, пока от всего человека не
остается пустой футляр, ходячая человеческая функция. Это именно и происходит с
его женой:
"- Ты прольешь пиво на диван.
- Ну и что? Это же просто диван.
- Он стоит 4000$ и обтянут итальянским шелком – это не
просто диван.
- Это просто
диван!! Это не жизнь, а просто вещи!! И они стали для тебя важнее, чем сама
жизнь!".
Вполне возможно, Кэролайн
после ряда неудач ждет то же полубезумное существование забитого, смирившегося
со всем механизма, какое ведет жена полковника...
Лестер и его
"кризис" - это как бы одна, генеральная, линия. Вторая, третья и т.д.
- о том же, о вечном человеческом стремлении к любви и красоте, и о том, как
оно странно преломляется в разных
душах. Одно и то же стремление
приводит к кризису и человеческой любви у Лестера, злобе и ненависти отца Рики,
жажде успеха в обществе у жены Лестера, недовольству родителями у Джейн,
странной привычке снимать всё окружающее на камеру у Рики, и - к искренней
любви Рики и Джейн.
Для меня фильм, в общем, о
трех самых важных вещах, в координатах которых протекает человеческая жизнь:
свободе, любви и смерти. "Красота" - это как раз то слово, которое
выражает все три координаты одновременно: свобода, любовь, и постоянное
сознание мгновенности всего, что происходит... Если не бояться идти за ними, то
однажды увидишь красоту, красоту во всём, даже в раздавленном голубе или
бумажном пакете.
Рики:
"Хочешь посмотреть самое красивое,
что я снял? ... Был один из тех дней, когда через минуту пойдет снег. В воздухе
было электричество. Оно почти что слышно, да? И этот пакет просто вот ...
танцевал со мной... как малыш, умолял, чтобы я с ним поиграл. Целых пятнадцать
минут. Вот тогда я и понял, что за вещами есть целая жизнь. И это невероятно
добрая сила, которая хотела сказать мне, что нет причин бояться. Никогда. ...
Иногда есть столько красоты в мире ... я чувствую, что она вся в меня не
поместится, и сердце моё выскочит из груди ..."
Лестер:
"В принципе, я бы наверное очень
зол был на то, как со мной обошлись в жизни, но когда в мире столько красоты,
долго злиться бывает трудно. Иногда мне кажется, что я вижу слишком много всего
... слишком ... чересчур ... И сердце у меня натягивается как струна, которая
вот-вот лопнет. Потом я вспоминаю, что неплохо бы расслабиться, и перестаю
пытаться удержать реальность. И тогда моя жизнь течет сквозь меня как целая
река, как дождь стеной. И я уже не могу чувствовать ничего, кроме благодарности
за каждое мгновение моей дурацкой, маленькой жизни ..."
И еще фильм - о том, как
причудливо и остро люди не понимают друг друга. Именно "причудливо" -
потому что в фильме создан печально-красивый
узор человеческих непониманий. Только Джейн и Рики могут соприкоснуться
друг с другом... Остальные разговаривают, спорят, любят и ненавидят образы,
созданные в собственных головах и преломленные через деформированные линзы
собственных миров.
вот такой мой взгляд на
"American Beauty" J
P.S. Goblin: "Красота
по-американски" - оно вообще невозможно понять о чём. Типа "ну и вот
она, ваша красота: пакет и дырка в голове!!!"